?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чуть-чуть блудить, чуть-чуть постегивать, жениться раза три, не
больше… Это про мужа. Ну а жена? Рассказываем о том, как строилась
супружеская жизнь в крестьянской Руси в условное «средневековье».


Какой была супружеская жизнь на Руси




Тощих в жены не берут


Какой была супружеская жизнь на Руси


Худосочные девицы у наших пращуров не котировались: вдруг окажется
бесплодной или не сможет выносить ребенка. Худоба считалась равносильной
болезненности, а больная жена в хозяйстве не нужна. Да и благосостояние
родителей, коль не смогли откормить, подвергалось сомнению.


А на щечке родинка, а в глазах любовь…


Толку-то… Сейчас родинка на щечке — синоним красоты, а раньше
обладательниц таковых (да и вообще имевших какие-то отметины на теле:
родинки, шрамы, ушибы, не говоря уже о серьезных увечьях) замуж не
брали. Насморк или охриплость также могли повлиять на мнение сватов,
поэтому к их приезду девицу срочно приводили в порядок.


Была здоровая, стала худая


Какой была супружеская жизнь на Руси


Впрочем, бывало и наоборот: здоровую невесту «портили» — как,
например, в царской семье Романовых. Когда Михаил Федорович приглядел
себе в жены бедную дворянку Марию Холопову, с ней приключилась нежданная
болезнь: «рвало и ломало нутро и опухла была. А после была ей блевота».
Несостоявшуюся невесту вместе с родней сослали в Тобольск. А девушке
всего лишь с подачи матери жениха, инокини Марфы, подсунули сладости с
несвежими взбитыми сливками и сметаной.


Принарядиться на выход


Какой была супружеская жизнь на Руси


Если девица не могла в одиночестве покинуть стены родительского дома,
то замужняя женщина не имела права куда-либо выйти, даже в церковь, без
разрешения супруга. Зато, если уж покидала семейное гнездо, то при
полном параде: насурьмив брови, нарумянившись и набелившись, «притом так
грубо и заметно, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провел по
лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску».


Жены знатных людей ездили в закрытых каретах, обтянутых красной
тафтой, где «восседали с великолепием богинь». Лошадь украшалась лисьими
хвостами. Рядом бежали прислужники.


Стегать — наедине


Какой была супружеская жизнь на Руси


«Домострой» (свод правил и наставлений XVI века) ввел некоторые
ограничения в привычные отношения. Бить жену рекомендовалось «не перед
людьми, наедине поучить» — «плеткою вежливенько побить, за руки держа».
Звучал в сборнике и другой призыв к гуманности: «ни по виденью не бите,
ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким
железным или деревяным». Потому что кто «с сердца или с кручины так
бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу
вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и
детем поврежение бывает в утробе». Иностранцы дивились, что при всем при
том «русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную
любовь, а в отсутствии их — нелюбовь и нерасположение мужей к себе».


Ночь с чужой женщиной — блуд, а не прелюбодеяние


Какой была супружеская жизнь на Руси


Если женатый проведет ночь с другой женщиной, это не прелюбодеяние, а
всего лишь блуд. Прелюбодеем считался тот, кто имел на стороне
длительную связь с чужой женой или любовницу и детей от нее. Правда,
рассматривались и другие варианты — например, в «Правосудии
митрополичьим» (XII век) рассказывалось о двух женах, живущих с одним
мужем, а в «Сказании об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы»
(XVII век) два «сына красны» боярина Кучки «жыша со княгиной в бесовском
вожделением, сотонинским законом связавшися, удручая тело свое блудною
любовною похотною, скверня в прелюбодействии». Неверного подвергали
штрафу в пользу церкви.


Уличенная в блуде замужняя женщина должна быть бита кнутом, а затем
несколько дней провести в монастыре, питаясь водою и хлебом. После чего
ее вторично бьет муж за запущенную дома работу. Мужа же, простившего
блудницу, следовало подвергнуть наказанию.


Гостю — водку и поцелуй


Какой была супружеская жизнь на Руси


Дорогого гостя после пиршества ждал десерт. В знак особого уважения и
любви к нему выходила пышно разодетая жена хозяина и собственноручно
подавала чарку водки. Вот как описывает этот ритуал голштинский посол
Адам Олеарий, в 1643 году гостивший у графа Льва Шляховского: «К нам
вышла его жена, очень красивая лицом… и в сопровождении прислужницы,
несшей бутылку водки и чарку. При входе она сначала склонила голову
перед мужем своим, а затем передо мной, велела налить чарку, пригубила
ее и затем поднесла ее мне, и так до трех раз. После этого граф пожелал,
чтобы я поцеловал ее. Не будучи привычен к подобной чести, я поцеловал
ей только руку. Он, однако, захотел, чтобы я поцеловал ее и в уста.
Поэтому я, в уважение к более высокой персоне, должен был принять эту
согласную с их обычаями честь».


Снохачество — простительный грех


«Нигде, кажется, кроме России, нет по крайней мере того, чтобы один
вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления,
получив соответствующее техническое название — снохачество», — писал
Владимир Набоков. Явление это, когда свекор жил с женой сына, вовсю было
распространено в русских деревнях. Способствовали ему долгие отлучки
уходящих в солдаты или на заработки мужей. Склонить к сожительству
уговорами или угрозами оставшуюся в чужом доме молодую отцу семейства
удавалось почти всегда. В народе это дело не осуждали, относились с
пониманием, говорили: «Сноху любит. Он с ней живет как с женой,
понравилась ему».


Надоела жена — иди в монастырь


Какой была супружеская жизнь на Руси


Если семейная жизнь совсем разладилась и на мир между супругами нет
надежды, то один из них может уйти в монастырь. Коли уйдет муж, а жена
его снова выйдет замуж, ушедший может стать священнослужителем, даже
если прежде варил пиво. Если же жена бесплодна, то, отправив ее в
монастырь, мужчина имеет право через шесть недель снова жениться.


В кодексе норм «распуста» (развода), входящего в состав «Устава князя
Ярослава» (XIII век), приводились поводы развода с женой: в случае
прелюбодеяния, подтвержденного свидетелями; из-за общения с посторонними
без разрешения; за покушение на жизнь мужа или несообщении об угрозе
такового. Жена, в свою очередь, могла попросить развода, если
благоверный «клеветнически обвинял ее в измене» (без доказательств).
Поводом также могло послужить длительное безвестное отсутствие второй
половины, когда местонахождение неизвестно.


Четвертый брак — вне закона


Какой была супружеская жизнь на Руси


Святитель Григорий Богослов говорил: «Первый брак — закон, второй —
понуже прощение слабости ради человеческия, третий — законопреступление,
четвертый — нечестье, понеже свинское есть житие». Тем не менее вдовцы и
разведенные женились — и по третьему, и по четвертому разу. Церковь,
хоть третий брак и порицала, но все-таки считала, что это лучше, чем
жить во грехе. А вот четвертое по счету обзаведение семьей однозначно
считалось незаконным. Брак подвергался немедленному расторжению, а
священник, повенчавший такую пару даже по неведению, лишался сана.


Хочешь жену — занавесь иконы


Выполнением супружеского долга, хоть и было это делом законным,
предпочитали Господа не оскорблять. Перед тем как приступить к делу,
снимали нательный крестик. Если в комнате висели иконы с ликами святых,
их тщательно завешивали. В этот день предпочтительнее было не посещать
церковь, а уж если возникала непреодолимая необходимость, то только
тщательно обмывшись и переодевшись в чистое.


Вдова — глава семейства


Женщина, потерявшая мужа и больше не вступившая в брак, автоматически
получала все те права, которых была лишена в браке. Она управляла
имуществом, становилась полноценной хозяйкой в своем доме и главой
семьи, если таковая имелась. В обществе вдовы пользовались уважением.



Recent Posts from This Journal

Profile

Планета земля
platinym
platinym

Top 5

Статистика


Анализ интернет сайта

Рейтинг блогов

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow