?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в
1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который
давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет
популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным
поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были
реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем
по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные
изменения…


Как создавался мультфильм




Как создавался мультфильм


Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард
Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке
было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о
приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот
Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым
лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса
Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком – таким же, как его
потенциальные читатели. «И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор
такой взрословатый получился», – говорил Успенский.


Как создавался мультфильм


Предварительный эскиз к мультфильму *Трое из Простоквашино*


На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975
г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел
успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому
пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные
усилия – «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью,
в сотни раз большей, чем книга.


Как создавался мультфильм


Кот Матроскин в первом мультфильме 1975 г.


Как создавался мультфильм


Продукт коллективного творчества художников-мультипликаторов


Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон
Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а
Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и
теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка
– птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В
результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким
художникам-мультипликаторам.


Как создавался мультфильм


Предварительный эскиз к мультфильму


Как создавался мультфильм


У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний
облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы
Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов
внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит
моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные», – рассказывал
Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом – уж слишком
капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако
та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: «Я бы такие
ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет
ассоциировать эту вашу маму со мной».


Как создавался мультфильм


Так менялась мама дяди Федора


Как создавался мультфильм


Так менялся дядя Федор из серии в серию


Образ дяди Федора стал предметом бурных споров – режиссер не был
доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией –
«Каникулы в Простоквашино» – к работе подключился еще один
художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически
всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей
Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого
ушел из проекта. В создании третьей серии – «Зима в Простоквашино» – он
уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до
неузнаваемости. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом,
окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю», –
сокрушался Левон Хачатрян.


Как создавался мультфильм


Дядя Федор на предварительном эскизе и в мультфильме *Трое из Простоквашино*, 1978


Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота
Матроскина – правда, это касается книжного, а не мультипликационного
персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика.
Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического
киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин
унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность,
рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию – ведь в первоначальном
варианте он был котом Тараскиным.


Как создавался мультфильм


Анатолий Тараскин – прототип кота Матроскина


Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа:
«Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть
каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в
более известном персонаже – я бы еще подумал…». Тараскин даже
представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж.
По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: «Какой
же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел». А
вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил
ему свой голос, – гениальным Олегом Табаковым.


Как создавался мультфильм


Олег Табаков и Кот Матроскин, которому он подарил свой голос


По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось
переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин,
расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был
произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на
всех, как при царизме». Но в окончательном варианте эта фраза звучит
более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара
валенок на всех, как при царе Горохе».

Recent Posts from This Journal

Profile

Планета земля
platinym
platinym

Top 5

Статистика


Анализ интернет сайта

Рейтинг блогов

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow